1.Цифровизация образования
1.Цифровизация образования
Последние годы ознаменованы процессами модернизации системы образования, обусловленными радикальной трансформацией запросов личности, общества и государства к образовательным результатам. На протяжении ХХ века основным предметом модернизации образования становилось его содержание, но в последнее десятилетие акцент смещался в направлении совершенствования организационных форм, методов, средств обучения, технологий управления образовательной организацией, создание цифровой образовательной среды различных уровней – персонифицированной, предметной, среды образовательной организации, региональной, федеральной и глобальной.
В настоящее время цифровизация, пришедшая на смену информатизации и компьютеризации, - современный эффективный общемировой тренд развития экономики и общества, основанный на преобразовании информации в цифровую форму, что приводит к повышению эффективности экономики, улучшению качества жизни человека (мобильность, доступность, комфортность). Цифровизация вносит существенные изменения в то, как человек действует, в способы взаимодействия людей с внешней средой и друг с другом. Цифровые технологии при этом выступают как инструмент изменяющейся реальности в ее непрерывном творении.
Цифровизация охватывает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе образование.
Цифровизация общего образования – приоритетное направление образовательной политики государства, динамично развивающееся на основе понимания значимости цифровых ресурсов в обеспечении непрерывности, доступности и качества образования.
Чтобы достичь актуальных на сегодняшний день (и в прогнозируемом будущем) образовательных результатов, требуется активизировать инновационные виды учебной деятельности, реализация которых становится возможной в современной цифровой образовательной среде за счет новых средств обучения, наиболее значимыми из которых являются цифровые образовательные ресурсы.
Некоторую ясность о перспективах развития образования внес в своем послании Федеральному собранию президент страны 1 марта 2018 года: «Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».
В Майских указах Президента, в том числе «Образование» направлен проект «Цифровая школа», где должны:
- внедрить новые методы обучения и воспитания;
- создать системы выявления талантов у детей и молодежи;
- создать современную и безопасную цифровую образовательную среду (ЦОС).
В нашей стране активно ведутся работы в рамках нового масштабного проекта «Современная цифровая образовательная среда», реализуется программа цифровой экономики и «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», требующие нового формата обучения школьников.
Реализация проекта «Цифровая школа» рассчитана на период с 2018 по 2025 год. К 2025 году должны быть созданы институциональные и инфраструктурные условия, обеспечивающие равный доступ обучающихся к качественному общему образованию, уровень которого характеризуется положительной динамикой в значении показателей национальных и международных сравнительных исследований, а также возможностью использования цифровых образовательных ресурсов во всех школах.
Феномен цифровизации образования взаимосвязан с особенностями поколения детей, которые находятся в современном образовательном процессе.
Цифровизация образования открывает новые возможности и формирует критическую задачу – осознание ценности таких понятий как «цифровой мир», «дополненный мир», «виртуальный мир». Цифровизация образования нацелена на формирование у обучающихся цифровых компетенций принципиально нового типа, новых наборов soft и hard-компетенций, дающих возможность реализовывать цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество новых условиях, условиях цифровой экономики.
Активное включение в жизнь современного поколения персонализированных сервисов обостряет проблему поиска новых образовательных технологий, обновления содержания образования для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, Интернет, личностного и профессионального самоопределения обучающихся в контексте их жизненных и карьерных устремлений.
Цифровая трансформация образовательной среды выражается в следующих основных тенденциях:
- дифференцированный подход к построению системы общего образования в направлении расширения моделей его получения;
- превращения образования в непрерывный процесс в результате экспоненциального роста объема новых знаний и как следствие, необходимости постоянного обновления знаний и компетенций;
- развитие дистанционного образования на основе ИКТ;
- развитие образовательных платформ и другие.
В России определяющими цифровизацию документами являются Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы, Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которых определены условия развития цифровой экономики, ключевых институтов, где важную роль играет образование.
Цифровизация приобрела практические основания благодаря развитию математики, информатики, символической логики.
Цифровизация оказывает влияние на формирование ключевых компетенций у учащихся как необходимого условия свободы выбора маршрута профессионального самоопределения в ситуации кардинальной трансформации мира профессий.
книга: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ