2. Условия цифровизации образовательной среды
Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые.
Цифровая образовательная среда может быть тесно связана с таким важным качеством личности, как «профессиональная обучаемость», понимаемая как готовность человека к смене профессий, активное приспособление к профессиональной деятельности и среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, мотивация и постоянная осознанная внутренняя потребность в профессиональном обновлении.
Понятие «среда» традиционно раскрывается через категории «пространство», «окружение» и «условие». Среда определяется характером социального и предметно-практического взаимодействия. Среда принципиально отличается от системы тем, что включает в себя совершенно разные элементы, среда является многомерным понятием.
Внедрение цифровых технологий в образовательную среду – ключевой ресурс цифровизации общественной жизни России.
В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Координацию участия экспертного и бизнес-сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика», созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями. К 2024 году планируется достичь следующих показателей:
Более 10 конкурентоспособных компаний-лидеров на глобальных рынках.
Более 10 успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики.
Более 500 успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.
Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.
Внедрение в жизнь «цифры», тем не менее, несет для человечества и ряд минусов, среди которых:
риск киберугроз, связанный с проблемой защиты персональных данных (частично проблема мошенничества может решаться внедрением так называемой цифровой грамотности),
«цифровое рабство» (использование данных о миллионах людей для управления их поведением),
рост безработицы на рынке труда, поскольку будет возрастать риск исчезновения некоторых профессий и даже отраслей (например, многие эксперты всерьез полагают, что банковская система в течение ближайших десяти лет исчезнет),
«цифровой разрыв» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, и, как следствие, разрыв в уровне благосостояния людей, находящихся в одной стране или в разных странах).
Вопросы цифрового аспекта в образовании исследуются как зарубежными, так и отечественными исследователями (A.Hansen, M.Lakala, T.Dufva, Н.И. Анурова, И.В. Вагурина, Е.В. Оспенникова, А.П. Лунев и др.).
Работа в цифровых средах предполагает владение новыми компетенциями, такими как:
- способность использовать цифровые инструменты для идентификации, доступа, управления, анализа, оценки и синтеза цифровых ресурсов;
- продуктивно, критично и безопасно выбирать и применять ИКТ в разных сферах жизнедеятельности, в том числе, работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера;
- способность работать в цифровой среде, в том числе виртуальной и дополненной реальности;
- программирование ИТ-решений;
- управление сложными автоматизированными комплексами;
- готовность к применению и совершенствованию технологий виртуальной и дополненной реальностей, технологий распределенного реестра;
- умение использовать, создавать и совершенствовать информационные сети;
- готовность к освоению и применению сквозных цифровых технологий, в том числе, нейротехнологий и технологий искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, квантовых технологий, промышленного интернета, робототехники и сенсорики.
Отклик общественности: Манифест о цифровой образовательной среде, рассматривающий принципы создания цифровых образовательных сред.
Манифест – это некоммерческая инициатива проекта Edutainme, в работе над которой объединились педагоги, психологи, дизайнеры, информационные архитекторы, IT-проектировщики и разработчики (http://manifesto.edutainme.ru/).