2. Условия цифровизации образовательной среды

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

     Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые.

      Цифровая образовательная среда может быть тесно связана с таким важным качеством личности, как «профессиональная обучаемость», понимаемая как готовность человека к смене профессий, активное приспособление к профессиональной деятельности и среде, способность к быстрому овладению новыми профессиональными знаниями, умениями, психическими качествами, открытость к переходу на новые уровни профессионализма, мотивация и постоянная осознанная внутренняя потребность в профессиональном обновлении.

Понятие «среда» традиционно раскрывается через категории «пространство», «окружение» и «условие». Среда определяется характером социального и предметно-практического взаимодействия.  Среда принципиально отличается от системы тем, что включает в себя совершенно разные элементы, среда является многомерным понятием.

Внедрение цифровых технологий в образовательную среду – ключевой ресурс цифровизации общественной жизни России.

   В настоящее время в России реализуется ряд инициатив, направленных на создание необходимых условий для развития цифровой экономики, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет. В первую очередь это «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» и Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Координацию участия экспертного и бизнес-сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика», созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями. К 2024 году планируется достичь следующих показателей:

  •         Более 10 конкурентоспособных компаний-лидеров на глобальных рынках.

  •         Более 10 успешно функционирующих отраслевых цифровых платформ для основных предметных областей экономики.

  •         Более 500 успешно функционирующих малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

 Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Внедрение в жизнь «цифры», тем не менее, несет для человечества и ряд минусов, среди которых:

  •       риск киберугроз, связанный с проблемой защиты персональных данных (частично проблема мошенничества может решаться внедрением так называемой цифровой грамотности),

  •           «цифровое рабство» (использование данных о миллионах людей для управления их поведением),

  •           рост безработицы на рынке труда, поскольку будет возрастать риск исчезновения некоторых профессий и даже отраслей (например, многие эксперты всерьез полагают, что банковская система в течение ближайших десяти лет исчезнет),

  •        «цифровой разрыв» (разрыв в цифровом образовании, в условиях доступа к цифровым услугам и продуктам, и, как следствие, разрыв в уровне благосостояния людей, находящихся в одной стране или в разных странах).

Вопросы цифрового аспекта в образовании исследуются как зарубежными, так и отечественными исследователями (A.HansenM.LakalaT.DufvaН.И. Анурова, И.В. Вагурина,  Е.В. ОспенниковаА.П. Лунев и др.).

Работа в цифровых средах предполагает владение новыми компетенциями, такими как:

- способность использовать цифровые инструменты для идентификации, доступа, управления, анализа, оценки и синтеза цифровых ресурсов;

- продуктивно, критично и безопасно выбирать и применять ИКТ в разных сферах жизнедеятельности, в том числе, работа с контентом, коммуникация, потребление, техносфера;

- способность работать в цифровой среде, в том числе виртуальной и дополненной реальности;

- программирование ИТ-решений;

- управление сложными автоматизированными комплексами;

- готовность к применению и совершенствованию технологий виртуальной и дополненной реальностей, технологий распределенного реестра;

- умение использовать, создавать и совершенствовать информационные сети;

- готовность к освоению и применению сквозных цифровых технологий, в том числе, нейротехнологий и технологий искусственного интеллекта, систем распределенного реестра, квантовых технологий, промышленного интернета, робототехники и сенсорики.

Отклик общественностиМанифест о цифровой образовательной среде, рассматривающий принципы создания цифровых образовательных сред.

Манифест – это некоммерческая инициатива проекта Edutainme, в работе над которой объединились педагоги, психологи, дизайнеры, информационные архитекторы, IT-проектировщики и разработчики (http://manifesto.edutainme.ru/).

видео: МАНИФЕСТ ЦОС

Последнее изменение: Thursday, 8 July 2021, 12:53