4. Цифровая образовательная среда школы

Цифровая образовательная среда школы, представляя собой совокупность цифровых устройств, систем информации, инструментов, необходима для решения множества задач, которые имеют место как на этапе проектирования образовательного процесса, так и на этапе его реализации. Это задачи, связанные с качеством и доступностью образования, внедрением новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обновлением содержания, развитием новых сценариев взаимодействия с целью развития мотивации к обучению, позитивных жизненных перспектив, готовности к личностному и профессиональному самоопределению, проектированию индивидуальной образовательной траектории с учетом имеющихся в реальности ограничений.

Цифровая образовательная среда школы расширяет возможности активного участия обучающихся в собственном развитии, проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута.

Учитель в роли тьютора, наставника, используя сервисы и цифровой контент, имеет возможность оказывать мобильную помощь обучающимся, консультировать, организовывать индивидуальную работу, решая проблему согласования личных планов обучаемого с достижением требуемых образовательных результатов.

Цифровые технологии, при всех их рисках и недостатках в образовательной среде, рассматриваются как перспективные, имеющие много преимуществ в процессе решения задач самоопределения старшеклассников.

Формирование цифровой образовательной среды в образовательной организации - насущная необходимость, поскольку школа несет особую миссию, которая заключается подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций и компетентностей, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

  Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствует достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.

  Кроме того, цифровая образовательная среда образовательной организации должна стать единым пространством коммуникации для всех участников образовательных отношений, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.

   Таким образом, цифровая образовательная среда образовательной организации (ЦОС ОО) - это управляемая и динамично развивающаяся с учетом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов объектам процесса обучения.

   Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательной программы, ЦОС ОО включает в себя:

  •     эффективное управление образовательной организацией с использованием современных цифровых инструментов, современных механизмов финансирования;

  •     информационно-библиотечные центры с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;

  •     размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде образовательного учреждения;

  •     проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности, организацию своего времени с использованием ИКТ;

  •     планирование учебного процесса, фиксирование его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

  •     обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам сети Интернет, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  •     планирование учебного процесса, фиксацию его динамики, промежуточных и итоговых результатов.

Исходя из этого ЦОС ОО - это комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

   Формирование ЦОС в каждой образовательной организации - процесс уникальный и должен учитывать множество факторов. При формировании ЦОС в образовательной организации следует принять во внимание ряд ключевых аспектов:

  •     уровень сформированности ИКТ-компетенции педагогов ОО;

  •     возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;

  •     возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность воспитательной службы ОО и служб сопровождения;

  •     обеспеченность ОО необходимым оборудованием;

  •     условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов всеми участниками образовательных отношений;

  •     возможность открытого доступа к информационным каналам локальной внутренней сети, глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек;

  •     непрерывность развития технической инфраструктуры цифровой образовательной среды.

   В процессе формирования цифровой образовательной среды образовательной организации можно выделить несколько этапов:

1. Организационный этап:

  •       Производится оценка соответствия имеющейся материально-технической базы требованиям ФГОС.

  •       Планирование пополнения материально-технической базы.

  •       Планирование обучения коллектива школы.

  •       Анализ уровня ИКТ – компетентности педагогов.

  •       Разработка локальных актов.

  •       Выбор программного обеспечения для формирования ЦОС наиболее подходящего для данных условий.

2. Этап формирования ЦОС:

  •       Создание службы методического и технического сопровождения ЦОС.

  •       Формирование материально-технической базы.

  •       Обучение персонала.

  •       Формирование единого информационного пространства в школе.

  •       Обеспечение информационной безопасности в ЦОС школы

  •       Привлечение родителей и обучающихся к работе с отдельными компонентами ЦОС школы.

3. Аналитический этап:

  •      Оценка соответствия сформированной ЦОС требованиям ФГОС;

  •      Внесение изменений в планирование формирования ЦОС.

  При выборе программного обеспечения для формирования ЦОС ОО и разработке локальных актов, регламентирующих ее работу, необходимо руководствоваться следующими документами:

Основные компоненты ЦОС образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС:

1. Официальный сайт школы - обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.

2. Электронная почта - обеспечивает информационно-методическую поддержку образовательного процесса.

3. Электронный журнал - обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения, мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса.

4. Электронный календарь - обеспечивает планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения.

5. Система электронного документооборота - обеспечивает современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации.

6. Система дистанционного обучения для учащихся - обеспечивает дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования.

7. Корпоративный портал - обеспечивает формирование ИКТ-компетенции педагогов ОУ.

8. Система поддержки пользователей компьютерной техники - обеспечивает условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса.

  Важным критерием при формировании ЦОС является доступ ко всем сервисам через браузер и мультиплатформенность используемых инструментов, что обеспечивает гибкость настройки, мобильность и удобство в работы для всех участников образовательного процесса.

       Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации позволит обеспечить

модернизацию образовательного процесса, внедрить в педагогическую практику технологии электронного

обучения, модели смешанного обучения, автоматизирует процессы управления качеством образования,

формирование у школьников навыков обучения в цифровом мире, умению создавать цифровые проекты для

своей будущей профессии, присутствие в образовательной организации и в сети Интернет.

 

    СТАТЬЯ: 12 ТИПОВ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ШКОЛЫ


Последнее изменение: Thursday, 8 July 2021, 13:01