5.Цифровая образовательная среда вуза


5. Цифровая образовательная среда вуза:

1.  Содержит разнообразную информацию для всех категорий пользователей.

2.  Обеспечивает прямой доступ к широкому разнообразию бесплатных и платных цифровых материалов для обучения.

3.  Позволяет собирать различную информацию для руководителей.

4.  Содержит информацию о коммерческих организациях.

 

В настоящее время в РФ имеются различные позиции относительно компонентного состава ИОС и уровни ее реализации. При всем многообразии подходов исследователи проблемы среды основных компонентов ИОС выделяют, как правило, технико-технологический, информационно-содержательный, коммуникативный. Среди уровней реализации ИОС (уровень РФ, региональный, муниципальный, образовательной организации, предметная) для практикующих педагогов высшей школы наибольший интерес представляет предметная ИОС.

Рассмотрим учебно-методическое наполнение сайта университета.

Сайт университета:

- дистанционное образование;

- информация о научных исследованиях и публикациях профессорско-преподавательского состава;

- информационно-методические материалы (методические материалы для курсов повышения квалификации, информационно-методические материалы для преподавателей, методическое пособие для студентов);

- информационные ресурсы образовательного назначения (распределенные информационно-образовательные ресурсы – ЭОР, выход на образовательные порталы; список электронных изданий образовательного назначения).

 

В настоящее время идет работа по трансформации системы образования сразу по нескольким направлениям:

- трансформация целей образования;

- трансформация форм обучения (смешанное обучениеперевернутый класс и т.д.);

- трансформация методов обучения (метод реификации, метод прецедентов, ассоциативный метод, компьютерное моделирование, компьютерный эксперимент и т.д., а также новый подход к подаче учебной информации путем геймификации образовательного процесса);

- трансформация средств обучения;

- трансформация средств управления образовательным процессом и взаимодействием участников учебного процесса;

- формирование цифровой образовательной среды всех уровней.

 

Цифровая трансформация в образовании предполагает перевод в цифровой вид учебного контента. Идет активный процесс по созданию электронных учебников и их внедрению в учебный процесс. Министерством просвещения формирован перечень электронных форм учебников, допущенных к использованию в образовательных организациях. Следующей задачей выступает разработка и создание новых форм дидактических средств и интерактивных образовательных ресурсов.

Развитие цифровой образовательной среды осуществляется по следующим шагам:

Шаг 1. Насыщение школ и вузов средствами ИКТ, ЭОР, ДУК, МООК.

Шаг 2. Изменение форм и методов обучения.

Шаг 3. Онлайн взаимодействие между участниками учебного процесса.

Шаг 4. Трансформация образования.

Выделяются следующие ИКТ в образовании:

-мобильные технологии, онлайн-обучение;

- геймификация: инициатива, творчество, воображение;

- 3ресурсы, виртуальная реальность, дополненная реальность;

- социальные сети, коллективные менторы, друзья, общение, поддержка;

- образовательные платформы: гибкая учебная среда, цифровой дом, смешанное обучение, открытые двери, коммуникативные инструменты, друзья, общение, поддержка, совместное обучение;

- оценка обучения: формирующая оценка, открытость, прозрачность, объективность.

Рассмотрим некоторые аспекты формирования ИКТ-компетенций студентов педагогического вуза в условиях цифровой образовательной среды.

В современных условиях цифровизации образования готовность педагога использовать средства ИКТ для решения профессиональных задач становится одним из компонентов его профессиональной компетентности.

Действующий профессиональный стандарт педагога предусматривает владение ИКТ-компетентностями, среди которых общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Педагогическая практика является неотъемлемой частью любой образовательной программы по подготовке будущих педагогов. Одной из форм организации данного процесса может быть использование электронного портфолио обучающихся. Необходимо исследование технологии использования электронного портфолио как педагогического средства, направленного на развитие различных качеств и компетенций обучающихся.

Благодаря развитию современных технологий появились различные ресурсы, которые могут быть использованы для создания электронного портфолио, которые рассчитаны на пользовательский уровень владения информационными навыками. Обучающийся может сам решать, какую технологию использовать, исходя из собственных целей и представлений. Выделим некоторые из них:

- электронная платформа Elgg, позволяющая загружать документы и файлы различных форматов, вести блоги, работать с подкастами;

- бесплатный учительский онлайн-сервис для создания личных веб-страниц PortfolioGen;

- ресурсы Google, которые позволяют создавать веб-страницы, размещать на них свои документы, открывать доступ для внешних пользователей.

 

Рассмотрим некоторые аспекты реализации электронного обучения в цифровой образовательной среде.

В связи с переходом на двухуровневую систему обучения в региональном образовательном пространстве РФ реализуется электронное обучение с опорой на сетевое взаимодействие вузов, которое нацелено на реализацию одной из приоритетных направлений политики Правительства России как «Цифровая экономика» в сфере образования. Это новая форма обучения отражена в принятом в 2012 году Законе РФ «Об образовании» в аспекте внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательном пространстве. В 2025 году по итогам проведения курсов повышения квалификации в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» в образовательных организациях страны число обучающихся возрастет до 11 миллионов человек.

В рамках проекта создается цифровая экосистема, что обусловливает переход к автоматизированному делопроизводству, вся профессиональная деятельность будет связана с цифровыми инструментами, будут широко использоваться современные технологии обучения.

Реализация электронного обучения в ЦОС как разновидность дистанционного обучения осуществляет гибкую систему организаций учебных занятий, использование многообразие электронных ресурсов, а также переосмысление содержании, технологии и общей организации образовательного процесса на основе использования цифровых электронных образовательных ресурсов и средств обучения.

Информационно-технологическая подготовка в вузе на основе электронного обучения с использованием средств ЦОС способствует активному внедрению инновационных образовательных технологий.

Возможность доступа к различным цифровым платформам электронного обучения позволяет учителю спроектировать вариативные образовательные маршруты и траектории на основе цифровых образовательных ресурсов, представленных внутри и составляющих контент (содержательную составляющую) данных платформ. С использованием инструментов для организации образовательного процесса, которые являются частью платформ электронного обучения, значительно облегчается задача выстраивания образовательного процесса с учетом образовательных запросов, индивидуальных возможностей и способностей учащихся, а также позволяет осуществить переход к мобильному и адаптивному обучению.

К таким образовательным платформам, которые позволяют формировать цифровую грамотность в процессе использования электронного обучения, относятся:

1.     РЭШ (Российская Электронная Школа).

2.     МЭШ (Московская Электронная Школа).

3.     МЭО (Мобильное Электронное Образование).

4.     LECTA.

5.     Яндекс. Просвещение и другие.

С внедрением электронного обучения и «электронных школ» освоение цифровой грамотности из абстрактной задачи становится прикладной задачей, имеющей практико-ориентированное, конкретное и понятное каждому учащемуся значение.

 

Выделим некоторые особенности разработки и использования электронного учебно-методического комплекса в цифровой образовательной среде.

В настоящее время реализуется план мероприятий по внедрению цифровой образовательной среды в образовательных организациях, где активно внедряются онлайн-курсы и электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), электронные учебники.

Изучение возможностей использования ЭУМК вызывает интерес у отечественных и зарубежных исследователей (С.Г. ГригорьевВ.В. Гриншкун, А. Уваров, М. Уэбб, М. Филипс и др.).

Цифровая образовательная среда формируется за счет электронной информационно-образовательной среды, которая представляет собой совокупность электронных образовательных ресурсов, средств ИКТ и автоматизированных систем, необходимых для обеспечения освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения.

В образовательных организациях используется модель смешанного обучения (blended learning), объединяющая технологии традиционного образования и электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

В цифровой среде школы педагоги формируют свои предметные цифровые среды, подбирая необходимые цифровые инструменты для размещения учебного контента, взаимодействия с обучающимися, проведения формирующего и итогового оценивания. Одной из целей создания предметной цифровой среды может стать организация смешанного обучения.

Смешанное обучение – это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля обучающимся пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. Среди различных моделей смешанного обучения выделяют «перевернутое обучение», «смена рабочих зон», «автономная группа», «индивидуальная траектория».

Важная составляющая смешанного обучения – использование цифровых образовательных ресурсов, которые приобретают совершенно новые дидактические свойства:

-разнообразие форм представления учебной информации и мультимедийность;

- избыточность, разноуровневость и вариативность;

- интерактивность;

- гибкость и адаптивность.

Одновременно в ЦОР могут быть сохранены такие традиционные свойства как научность, наглядность, структурированность и системное изложение учебного материала.

При реализации смешанного обучения возможно использование разнообразных типов ЦОР и онлайн-сервисов:

- систем управления обучением (MoodleEdmodo и др.);

- цифровых коллекций учебных объектов (например, "Единая коллекция ЦОРhttp://school-collection.edu.ru);

- электронных форм учебников;

- виртуальных сред обучения (например, "ЯКласс");

- учебных материалов Российской электронной школы и Московской электронной школы;

- инструментов для создания и публикации контента и учебных объектов: конструкторов интерактивных заданий и тестов, интерактивных рабочих листов;

- инструментов для коммуникации и обратной связи: электронной почты, социальных сетей, сайта учителя, лога, школьных информационных систем типа Дневник.ру;

- инструментов для сотрудничества: сервисов совместного редактирования документов; сервисов управления проектами; облачных хранилищ; on-line досок; сервисов для совместного творчества; совместного хранения закладок, фото, видео и др.;

- инструментов планирования учебной деятельности (электронных журналов, органайзеров).

Эффективными инструментами для организации смешанного обучения являются интерактивные рабочие листы – электронный ресурс, созданный учителем для самостоятельной работы ученика на уроке или в качестве домашнего задания.

Отличные возможности по созданию интерактивных рабочих листов имеются у Google-форм. Для создания интерактивных рабочих листов имеется очень полезный сервис https://app.wizer.me. При смешанном обучении очень важным является организация сетевой коммуникации. Для такой коммуникации могут использовать сайты, блоги, электронная почта, форумы, мессенджеры, социальные сети и пр.

 


Последнее изменение: Thursday, 8 July 2021, 13:05