6. Цифровые платформы для образования
Главное отличие сравнительно новых для российского учителя ресурсов – «электронная школа», в том, что они уже содержат в цифровом виде теоретический материал, интерактивные задания для отработки навыков по предмету, автоматизированные системы оценивания образовательных результатов, включающие итоговые контрольные и текущие проверочные работы.
Цифровые образовательные платформы интегрируют все школьные курсы и методические материалы. Отличием от электронных форм учебника является возможность организации педагогического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Педагогическое взаимодействие может быт реализовано как индивидуальной форме, так и групповой. Есть возможность организации личной переписки, отправки личного сообщения (чат-сообщение) и возможность организации массовой работы (веб-конференции), проведение вебинаров.
Используя современные образовательные технологии, технологии электронного и смешанного обучения цифровые ресурсы позволяют повысить эффективность образовательного процесса. Эффективность достигается за счет снижения времени при проверке учителем работ учащихся, а также за счет самопроверки и само оценивания, возможных на основе использования ресурсов цифровых образовательных платформ. У учителя появляется реальная возможность уйти от фронтальной работы со всем классом и организовать самостоятельную работу учащихся.
Цифровые дидактические материалы могут быть использованы в разных формах и на разных этапах работы с учениками. Цифровые ресурсы могут быть использованы в качестве иллюстративного материала, например просмотр картин, прослушивание аудио фрагментов воспоминаний участников событий или виде спектаклей.
Самостоятельная работа учащихся с использованием готовых учебных материалов в цифровом виде может выстраиваться не только индивидуальном режиме, но и в форме групповой работы, проектной и исследовательской деятельности.
Неограниченность виртуального (цифрового) пространства сети Интернет позволяет предоставить учащемуся большой спектр учебных пособий и дидактических материалов, что становится еще одним преимуществом по отношению к печатным изданиям. Для использования цифровых ресурсов нужен доступ в интернет и устройство для демонстрации (интерактивная доска, экран, компьютер или планшет).
Цифровая трансформация общества и образования, активное использование сетевых ресурсов для жизни и общении актуализирует правила безопасного поведения и само понятие «безопасность в интернете».
Для помощи детям и их родителям с 2009 года работает всероссийская Линия помощи «Дети онлайн» (http://detionline.com). Она бесплатная всероссийская служба телефонного и онлайн консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования интернета и мобильной связи.
Развитие образовательных платформ (Coursera, Edx, Универсариум, Лекториум и т.д.) создало конкуренцию традиционной организации образовательного процесса, вызвало необходимость трансформации существующих форм и методов учебно-воспитательной деятельности (интерактивная электронная среда, on-line обучение, цифровые технологии, цифровая дидактика, социальные сети и Интернет-ресурсы, виртуальная коммуникация и др.).
Стремительный переход образовательных организаций на дистанционную форму обучения остро ставит вопросы о том, способны ли сейчас цифровые технологии предложить адекватные инструменты, ресурсы и сервисы для организации удобной и продуктивной работы в цифровой среде и обеспечить в ней реализацию полноценного образовательного процесса.
В последние десятилетия происходит проникновение цифровых технологий в школу через множество цифровых образовательных решений, сервисов и платформ. При этом подавляющее большинство решений ориентируются не на переосмысление процесса обучения и взаимодействия его участников, а на создание просто удобных инструментов для использования в рамках существующей классно-урочной системы.
В последние годы переосмысление образовательного процесса сконцентрирован на цифровизации контента в помощь учителю в изложении нового учебного материала. Российские школы получают доступ к все более «красивому» контенту через программы создания электронных образовательных ресурсов, Московской и Российской электронной школы.
Практически по всем разделам школьной программы существуют десятки оцифрованных текстов, картинок, демонстраций.
Появились платформы, инструменты, интерактивные задачники, которые в основном используются вне школы.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Российские школы, учителя, школьники имеют доступ к обширному и разнообразному корпусу учебных материалов по большинству предметов школьной программы (текстов, иллюстраций, видеоматериалов и т.п.).
2. В этом корпусе иллюстративных, текстовых материалов не хватает хорошей системы навигации, удобных инструментов включения их в учебный процесс. Задача их разработки является срочной.
3. Практически отсутствуют современные системы управления образовательным процессом для школ, которые переводят свой учебный процесс в режиме онлайн.
4. Недостаточным для активного распространения обучения в дистанционной форме является предложение интерактивных образовательных ресурсов, прежде всего, тренажеров – комплексов интерактивных заданий с обратной связью и аналитикой.
5. Методики школьного обучения в дистанционном формате не развиты.
6. Отсутствует одно универсальное решение для полного перехода школ на дистанционный формат обучения.
По оценкам экспертов, достаточно выделять 2 тысячи рублей в год на одного ученика, чтобы рынок современных образовательных ресурсов в России реально заработал и обеспечил российских учеников и учителей качественными цифровыми продуктами.Анализ источников по проблемам цифровизации общего образования позволяет нам выделить следующие Российские цифровые образовательные платформы:
2. «Учи.ру».
3. «ЯКласс».
4. «Фоксфорд».
5. «Edu.Skyeng».
6. Экстернат и домашняя школа «Foxford».
7. Домашняя школа «InternetUrok.ru».
8. Библиотека видеоуроков «InternetUrok.ru».
9. Мобильное электронное образование (МЭО).
10. «1С: Образование 5. Школа».
11. «Просвещение».
12. «Lecta».
13. «Новый диск».